О системе дизайна и подходах к его определению

358454-613c6cc4

Дизайн по своей сути — явление сложное, комплексное и неоднородное. Он представляет собой динамическую систему, состоящую из большого количества взаимодействующих элементов. По этой причине крайне сложно дать единое и предельно конкретное определение для столь многогранного явления. Более того, сами дизайнеры не испытывают такой потребности, так как в практической деятельности каждый конкретный дизайнер занимается не дизайном вообще, а каким-то конкретным его видом. Кто-то создаёт коллекции модной одежды, кто-то разрабатывает внешний вид сайтов, кто-то украшает ландшафт вокруг загородных домов, кто-то рисует плакаты и т.д. В этой связи становится понятно, что единое определение дизайна представляет интерес скорее для культурологов и искусствоведов, нежели для самих дизайнеров. Следовательно, для практических нужд полезнее будет чёткое определение отдельно взятого вида дизайна. Однако проблема как раз в том и заключается, что до сих пор нет разработанной системы дизайна, фактически нет никакого деления дизайна на виды, подвиды и т.д. Создание такой системы не входит в цели настоящей статьи, автор считает необходимым лишь кратко коснуться этого вопроса для того, чтобы можно было продолжить разговор об определении графического дизайна.

Система дизайна должна включать все его разновидности в их иерархическом порядке. В общем виде система дизайна выглядит следующим образом. Дизайн состоит из двух основополагающих отраслей: прикладного дизайна и графического. Обе отрасли имеют огромное количество более мелких ответвлений. Например, в рамках прикладного дизайна можно условно выделить: ландшафтный, промышленный, интерьерный, дизайн одежды и пр. В рамках графического дизайна также существует большое разнообразие видов, например: веб-дизайн, полиграфический, дизайн шрифтов и т.д.

Описанный выше системный подход вносит необходимую ясность в вопрос и позволяет сформулировать чёткое определение для конкретного вида либо отрасли дизайна. Целью настоящей статьи является формулировка определения графического дизайна.

Как уже было отмечено выше, существующие определения дизайна игнорируют системный подход и не способны отразить всей специфики графического дизайна. Например, в «Большой советской энциклопедии» говорится, что дизайн — это термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира. Определение хорошо подходит только для предметного дизайна и совершенно не характерно для графического. Кроме того, специальное указание на то, что это вид деятельности вносит путаницу. В таком случае обложка книги — это уже не дизайн, это результат дизайна. А вот процесс создания обложки, то есть работа дизайнера, — это дизайн. Хорошее определение должно облегчать понимание, а не усложнять его ещё больше.

Также в литературе в определении дизайна зачастую фигурирует словосочетание «художественное конструирование». Однако в силу чрезмерной абстрактности оно не выдерживает никакой критики. Под него легко можно подвести фантазии любого человека, в которых он мысленно представляет какой-нибудь предмет. В этом случае человек конструирует некий образ, и многие люди делают это вполне художественно. Но ведь это не дизайн. Следовательно, использовать в определении столь неконкретную формулировку нецелесообразно.

Как уже было отмечено выше, графический дизайн не является художественным конструированием. Тогда чем же он является? Ответ следует искать в его предназначении. Основной целью, ради которой создаётся графический дизайн, является идентификация. Идентификация или, говоря проще, обозначение — это способ донесения определённой информации о конкретном объекте. Например, логотип фирмы символизирует обобщённый образ компании, иконка принтера в интерфейсе обозначает печать, оформление визитной карточки сообщает некую информацию о своём владельце и т.д.

Наравне с этим для графического дизайна является характерным выбор специфических средств, при помощи которых достигается идентификация. В качестве таких средств выступает применение различных художественных техник и приёмов. Кроме того, результатом графического дизайна всегда является некое изображение.

    1. 5
    2. 4
    3. 3
    4. 2
    5. 1
    1 голос, в среднем: 5 из 5
     Просмотров: 158